Следует отметить, что из общественных трибун начала 90-х СМИ превратились в коммерческие предприятия, направленные на по лучение прибыли и удовлетворение читательских потребностей в самом широком понимании этого слова. Сегодня обыватель хочет покупать издания со знакомым названием, ему нет смысла тратить время на эксперименты, которые могут привести к приобретению некачественного товара. Ситуация точно такая же, как при покупке пакета чипсов гигиенических прокладок или телевизора.
К рецидиву прошлого можно отнести те немногие случаи, когда владельцы СМИ конфликтуют с главными редакторами, привыкши! ми в 90-е годы ощущать себя политически значимыми фигурами! Многим известным журналистам в свое время пришлось покинуть руководящие посты. Уходя, они напрасно полагали, что с ними уйдет! и читатель. Яркие примеры этого: ссора редактора «Известий» (http://www.izvestiva.ru) с компаниями-акционерами - ЛУКОЙЛ и ОНЭКСИМБАНК После этого были основаны «Новые Известия») (http://www.newizv.ru) однако выяснилось, что этот проект не может конкурировать с газетой, выходящей со времен «исторического материализма».
После того как Березовский в 2001 году уволил редактора, «Независимая газета» не рухнула, хотя сильно изменилась в формате подачи информации. В этом же году из журнала «Итоги» почти в полном составе ушла команда журналистов. Спустя три года (bttp://www.itogi.ru) продолжают быть успешным рыночным проектом под эгидой «Газпром-медиа». А то обстоятельство, что его теперь не читают убежденные либералы, для журнала даже лучше, поскольку аполитичной публики ныне намного больше. Медиа бизнес, как и любая коммерческая сфера, не терпит импровизаций, и легковесного подхода. Поэтому любой проект, не поставленный на прочную экономическую основу, обречен на неудачу, Все же правила игры в медиа сообществе еще до конца не устоялись. Сегодня журналистская братия разобщена и зависима от вкусов «уважаемой публики», от власти, в разных ее эманациях, от инвесторов и т. п. В свое время многие «акулы пера» без особого сочувствия следили за угасанием телеканала ТВ С. Корпоративность в лучшем случае проявлялась при диалоге медиа-структур и власти, когда журналисты убеждают друг друга, что лучше самим ограничить свою активность. Иначе это сделают «буки» - депутаты «партии власти», которые идут навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся, уставших от «чернухи» и жаждущих «позитивной информации» с экрана ТВ, страниц газет и журналов. |